Процесс изготовления медалей по праву занимает особенное место среди видов изобразительного искусства. Оно прошло долгий путь от первых металлических знаков в Древней Греции и Византии, до настоящих арт-объектов из необычных материалов в наше время.
Медальерное искусство всегда было тесно связано с государством. При этом настоящие творцы все-равно стремились выйти за рамки предписанного им. Поэтому мы можем наблюдать примеры, когда настоящие шедевры были созданы именно в рамках государственного заказа.
О выдающихся медальерах, об истории и технике создания медалей мы и поговорим в этой статье. Но сначала давайте разберемся…
Чем медаль отличается от монетыЕсли обратиться к толковому словарю Даля, значение медали будет — «звонкая не ходячая монета, выбитая в память чего-либо…». А немецкий нумизматический словарь Фенлера определяет медаль, как «монетовидный памятный знак, не являющийся платежным средством».
То есть, медаль — это исторический памятник, имеющий форму монеты. Он увековечивает памятные события или знаменитых людей, но не имеет покупательной силы как монета.
Медали можно разделить на несколько видов:
Наградные медали — вручают особенного отличившимся людям: героям, ветеранам или победителям. Обычно это государственные награды, но в последнее время такими медалям награждают и в компаниях.
Медали-персоналии с портретными изображениями. Очень популярный тип медалей в наше время. Их посвящают лицам, отличившимся в общественной, государственной или научной деятельности. Такие медали чаще всего выпускают к памятным датам и важным событиям.
Исторические медали — в честь важных исторических событий. Отображают этапные и эпохальные события жизни страны — политической, общественной, эпизоды войн и побед.
Медали с бытовыми сюжетами — активное развитие получили в середине девятнадцатого века. Тематика — сельское хозяйство, промышленность, строительство.
Медали монетного типа — их также называют монетовидными жетонами. Это медали, которые внешне похожи на монеты. С одним различием — на медали монетного типа не указывают номинал, и обе стороны медали могут быть украшены любым изображением. Особым спросом пользуются у коллекционеров и в качестве корпоративных подарков.
Медали в историиИзготовление медали — сложный и трудоемкий процесс. Мастер не только создает художественный эскиз, но и занимается гравированием штемпелей для чеканки и лепкой форм будущей медали.
Применять чеканку люди начали ещё до нашей эры. До нас дошли лидийские монеты, выполненные этим способом еще в VII веке до нашей эры, а также галльские штемпеля I века нашей эры.
Но истоками медальерного искусства можно назвать Древнюю Грецию и Рим. В то время в Греции уже создавали чеканные медали, а в Италии больше использовали лепку и литье. Уже в те времена художникам-медальерам удавалось на небольшой площади передавать динамику и красоту объектов. На этих полотнах в миниатюре мы можем любоваться динамикой колесниц, классической строгостью арок и удивительно детальными портретами римских императоров.
В эпоху Средневековья и до самого Возрождения, медальерное искусство переживало упадок. Вновь создавать художественные медали стали к концу XIV века. Например, в в Падуе неизвестный художник создавал медали для герцогов Каррары. Также до нас дошли венецианские медали конца XIV — начала XV века.
Основателем медальерного искусства в контексте именно медалей принято считать Витторио Пизано или Пизанелло. Первую медаль он отлил для императора Византии Иоанна VIII Палеолога. После Пизанелло появились и другие медальеры, такие, как Леоне Леони, Аннибале Фонтана, Бенвенуто Челлине, Франческо Лаурина, Джакопо Треццо и другие.
В России же медальерное искусство начало развиваться намного позже других стран — лишь в конце XVII века. Большое влияние на его развитие оказал Петр I. В одном из своих путешествий русский царь посетил Париж и увидел серию памятных медалей, посвященных правлению Людовика XIV. Работы французских медальеров натолкнули Петра I на мысль — он решил создать медали, посвященные его достижениям.
В итоге была создана большая серия медалей, посвященных Северной войне, к созданию которой приложили руку настоящие мастера. Это были такие медальеры как Федор Алексеев, Тимофей Иванов, Самойла Юдин, Соломон Гуэн и Филипп Генрих Мюллер.
Полноценный расцвет русской художественной медали начался во второй половине XVIII века во времена Екатерины II. Она провела большую работу, чтобы увековечить историю государства. За время правления императрицы Петербургский Монетный двор отчеканил около 94 медалей, посвященных историческим событиям в жизни страны.
При Екатерине II появился и медальерный класс в Императорской академии художеств. Первым её профессором стал француз Пьер-Луи Вернье. Особо известны при Екатерине II и Павле I были медальеры Иегер, Гасс, Леберехт.
Стоит упомянуть и тот факт, что ученицей Леберехта стала императрица Мария Федоровна, которая самостоятельно изготовила штемпель для коронационной медали Павла I, а также медаль Александра I с надписью «Избавитель народов».
В XIX веке при Александре I славу медальера в России получил граф Ф. П. Толстой. Наиболее известна его серия медальонов, посвященных событиям Отечественной войны 1812 года. Однако граф создал много других работ, достойных упоминания. Это и медали на тему Персидской и Турецкой кампании, медаль в честь 50-летия Российской Академии художеств. А также множество работ графа в рисунке, живописи и лепке воска.
Как изготавливают медали сейчасИзготовление медали всегда начинается с рисунка-проекта. Миниатюрность рельефа медали и ограниченное пространство, замкнутое в окружность, диктуют свои правила изготовления медали.
Всё дело в том, что рельеф на плоскости строят с помощью планов и перспектив, сокращений фигур и предметов, которые должны быть органично связаны с плоскостью фона. Сложность работы заключается в сокращенном в глубину пространстве. То есть фигуры и предметы на каждом последующем плане уменьшаются, сужаются, уплотняются. Художник должен очень точно построить перспективу и увидеть последовательность планов, заранее понять, какие размеры нужны.
Лишь потом мастер начинает лепить модель по этому эскизу. Лепят будущую медаль на доске из оргстекла, на которую с помощью тонких деревянных палочек накладывают скульптурный пластилин. Этот этап работы схож с изготовлением монет.
После с модели делают гипсовый слепок. Затем гипсовую модель уменьшают до необходимого размера на специальной машине — пантографе. С одной стороны закрепляют гипсовую модель, с которой специальной иглой считываются координаты. С другой стороны — стальную заготовку, на которой машина сама гравирует уменьшенное изображение, в соответствии со считанными координатами.
Изготовление медалей: как делают медали сейчас
Это достаточно длительный и трудоемкий процесс. Однако его можно усовершенствовать — например, в нашем ювелирном доме используются самые самые современные 3D сканеры.
Но даже использование такой техники не отменят ручную работу мастера. Ведь придать живость изображению может только настоящий медальер.
Далее технология предполагает, что пуансон нужно закалить и с его помощью выдавить матрицу или штемпель для чеканки медали. Но использование современного эрозионного и электрохимического оборудования позволяет нам исключить и этот этап. После того как мы получили 3D модель, ее можно вырезать на современном металлорежущем оборудовании. Далее, получив латунную модель, мы абсолютно без потери качества, используя электрохимическое и электроэрозионное оборудование, получаем готовый штемпель для чеканки
О мастерах-медальерахВ Санкт-Петербургском Монетном дворе (в 1914 г. он назвался Петроградским) работало постоянно шесть штатных медальеров. Были должности младшего и старшего медальера.
Егор Малышев (1875 — 1933) был младшим. Он окончил Императорскую Академию художеств, получил по окончании золотую медаль за скульптуру «Собака» и премию 2000 руб. Затем его отправили в Париж, где он изучал медальерное дело. Егор работал на Санкт-Петербургском Монетном дворе и у Жаккара в мастерской Фаберже.
К слову о Фаберже. Только после выхода в свет мемуаров Франца Бирбаума — главного мастера фирмы, исследователи узнали о существовании еще одной мастерской — Тилемана.
Здесь изготавливали исключительно юбилейные и другие знаки, ордена и жетоны. Но производство это было отчасти вынужденное. Когда человеку выписывали свидетельство к награде, он мог выбрать, где заказать ее изготовление: в Капитуле Российских Императорских и Царских орденов или у частных ювелиров. В Капитуле цена была небольшой, но качеством их работы похвастаться не могли. Поэтому многие люди и обращались к Жаккару и Тилеману.
Старший медальер Санкт-Петербургского монетного двора Антон Васютинский (1958 — 1935) был наиболее известен среди мастеров, к тому же он служил научным сотрудником в Академии Художеств.
Не смотря на то, что родом он был из бедной семьи, мастер отучился в Киевской художественной школе и продолжил обучение в Императорской Академии художеств. Из-за финансовых проблем ему приходилось делать перерывы в учебе, поэтому целых 7 лет понадобилось мастеру на обучение в академии.
Но уже после окончания академии Васютинский стажировался в Европе — в Австрии, во Франции, в Германии, в том числе у знаменитого Шаплена.
Незадолго до своей смерти, в 1932 году Васютинский успел создать знак «ГТО». Он исполнил много медалей, в том числе для Фаберже. Работал мастер не покладая рук — даже скончался он на рабочем месте.
Работали в расцвет медальерного искусства России и отец и сын Авнер и Авраам Грилихесы. Их рукам принадлежит изготовление более сотни высокохудожественных медалей.
Большой вклад в медальерное искусство внес Фаворский Владимир Андреевич. Выдающийся мастер русской гравюры и теоретик изобразительного искусства не только воспитал несколько поколений графиков, но и создал свою школу. Среди его учеников и знаменитый художник — Иван Федорович Гришаев, который в свою очередь был учителем Сергея Ивановича Квашнина.
https://goo.gl/2Te6IY