В ювелирном бизнесе все отчетливее проявляется кризис жанра. Мастеров, которые подходят к своему дело качественно и ответственно становится все меньше, а молодежь не спешит им на подспорье. Результат столь же прост, сколь печален: случаев кражи моделей становится все больше.
Во-первых, получить высококачественное образование в России в области ювелирного мастерства получить не так уж и легко. Во-вторых, ювелир учится всю свою жизнь, чтобы стать действительно достойным мастером.
Не лучше дела обстоят и в части работы художников-эскизов. Выпускники художественных академий тоже не особо стремятся в ювелирный бизнес, тем более при условии того, что их художественные эскизы новых украшений очень часто копируют практически без изменений. Особенно часто этим грешат маргинальные ювелирные компании, возглавляемые выходцами из бывших союзных республик, слабо знакомыми с этикой российского ювелирного рынка.
Правильно, зачем платить художникам за новые эскизы, когда можно просто взять чужое украшение, скопировать и продать, как свое? Чтобы убедиться, что такое происходит сплошь и рядом, можно открыть подшивку журнала «Ювелирное обозрение» за несколько лет и сравнить ювелирные изделия, которые там изображены. Даже непрофессионал без проблем обнаружит множество случаев разительного сходства представленных изделий.
Однако подчас речь идет о банальном воровстве. Причем воруют не просто некоторые эскизы украшений, а делают копию модели, на которой построена вся рекламная кампания другой фирмы. Чего проще? Берем чужую модель, заменяем выдержанные в единой выверенной цветовой гамме камни каким попало, но поярче. И в оправе заменяем серебро на золото. Все, можно объявлять модель своей, рассчитывая на то, что у покупателя нет глаз, а коллеги-ювелиры не заметят. Один из последних примеров наглядно демонстрирует журнал «Ювелирное обозрение», опубликовавший почти одновременно рекламу компаний «Вега» и «Джунаид».
Оригинальная модель компании «Вега». Камни – в единой цветовой гамме. Материал оправы – серебро
Реплика оригинальной модели, выполненная компанией «Джунаид». Камни поражают азиатской пестротой. Материал оправы – розовое золото
Налицо классическая кража модели. Заметим, что компания «Джунаид» – не единственная, попавшаяся на горячем. Это – всего лишь самый свежий пример. И, разумеется, крайний случай воровского нахальства: размещать краденную модель в рекламном блоке пока не рисковал никто.
Казалось бы, от таких случаев владельцы компаний и авторы, на них работающие, должны быть застрахованы законом об авторском праве, но в нашем государстве этот закон проработан очень слабо.
Так, например пункт 4 статьи 1259 Гражданского кодекса РФ устанавливает, что для возникновения, осуществления и защиты авторских прав не требуется регистрации произведения или соблюдения каких-либо иных формальностей. Авторские права, в отличие от патентного права, не содержат понятия “приоритет”, поскольку два разных автора создать одно абсолютно одинаковое произведение не могут.
Доказать свои права на то или иное изделие или его эскиз можно только через суд, при этом обязательна специальная экспертиза, проводить которую очень непросто и недешево, кроме того ее результаты могут быть также оспорены в суде и разбирательство будет длиться не один месяц.
Все это очень сильно бьет, прежде всего, по кошельку пострадавшего, но даже если компания все же решается на судебный процесс и после месяцев борьбы доказывают свою правоту, особо рассчитывать на погашение всех затрат пострадавшему не приходится.
Ощутимый удар наносится и по интересам покупателя, рассчитывающего на приобретение уникального украшения, а приобретающего реплику.
И, наконец, случаи кражи моделей больно бьют по престижу российского ювелирного рынка в целом.